Привет! Привет! Задумались над тем, как научить ребенка считать до 100? Вот и мы над этим как-то раз задумались. Пришла нам в голову одна идея. Довольно интересная. Мы предлагаем использовать для этой цели спички. Ведь спички детям не игрушка, а отличный дидактический материал для обучения счету.
Наш способ намного интереснее и нагляднее, чем просто в прописях писать, в книжках считать и в раскрасках раскрашивать. Хотя, это, конечно, тоже не помешает.
Внимание! Если ваш ребенок может:
- слизать со спичек серу;
- засунуть спички в нос или уши;
- попытаться что-нибудь поджечь;
то лучше замените их на счетные палочки. Правда, тогда придется изготовить для палочек небольшие коробочки.
А спички тем и хороши, что коробочки уже готовы. Сначала давайте оденем спичечные коробки в цветные одежки. Просто обклеим их цветной бумажкой. Так наш счетный тренажер станет ярче и интереснее. Мы обклеили 10 коробков.
Еще потребуются небольшие квадратики из бумаги с написанными на них цифрами от 1 до 100.
Начинаем считать. Берем спичку. Считаем: «Один!» Сразу же отыскиваем среди наших квадратиков изображение единицы и кладем рядом. Обращаем внимание, что один – это одна единица.
Так повторяем все числа из первого десятка.
Вот, например, 5. Или пять единиц.
А вот 9. Или 9 единиц.
А вот 10.
И теперь в дело вступают наши цветные коробки.
Мы берем 10 спичек-палочек, кладем их в коробок, закрываем его. Запоминаем, что в коробке у нас лежат 10 спичек. Объясняем ребенку, что те 10 спичек, которые лежат в коробке, мы будем называть 1 десяток. То есть 1 коробок – это 1 десяток.
И сразу же договариваемся, что как только мы увидим, что еще десять спичек собрались вместе, мы будем прятать их в новый коробочек.
А теперь совершим путешествие во времени. Оказывается раньше, в старину, наши предки называли число «десять» — «дцать». Вот и мы попробуем говорить вместо «десяток» — «дцать». Можно на маленькой бумажке написать слово «дцать» и положить его сверху на коробочку.
Итак, это не просто коробок – это теперь «ДЦАТЬ»! Или 1 десяток.
Поехали дальше! Возьмем еще одну палочку, положим ее сверху на «Дцать». Что у нас получилось?
Один лежит на дцать.
Один-на-дцать.
Да это же число 11!
Для того, чтобы закрепить написание числа, берем карточку с числом 11 и кладем ее рядышком.
Проговариваем, что одиннадцать – это 1 десяток да 1 единичка. Все это очень хорошо, наглядно видно.
Положим на «дцать» еще спичку. Что получилось?
Две лежат на «дцать».
Две-на-дцать.
Двенадцать! Опять же для закрепления образа цифры в памяти всегда кладем рядышком карточку с этой циферкой.
Дальше! Еще спичечка. Теперь у нас три-на-дцать. Тринадцать!
Четыре-на-дцать. Четырнадцать.
Пять-на-дцать. Пятнадцать.
Шесть-на-дцать. Шестнадцать.
Семь-на-дцать. Семнадцать.
Восемь-на-дцать. Восемнадцать.
Девять-на-дцать. Девятнадцать.
Теперь внимание! Кладем сверху на «дцать» еще одну спичку!
По идее, должно бы получиться число «десятнадцать». Но такого числа не существует! А почему, а потому, что мы в самом начале договорились, что как только 10 спичек-палочек соберутся вместе, мы их сразу же спрячем в коробок.
Давайте прятать.
Закрываем коробок. У нас получилось два коробка, в каждом из которых лежит по 10 спичек. То есть, каждый коробок – это 1 десяток или, по древнему, «дцать».
Положим эти коробки рядышком. Постараемся их посчитать. Вот если бы у нас на столе лежало два апельсина, мы бы их посчитали и сказали: «Это два апельсина». Но у нас на столе лежат два коробочка, которые называются «дцать». Поэтому мы говорим: «Это два «дцать»». Или двадцать!
Положим рядом с коробками еще одну спичку. Посчитаем, что получилось теперь. У нас на столе два-дцать и еще один. То есть, двадцать один. Или 2 десятка и 1 единичка. Не забываем показывать ребенку написание.
Добавим еще спичечку. На столе два-дцать и еще два. Вместе двадцать два. 2 десятка, 2 единицы.
А если две коробочки и пять спичек рядышком? Это два-дцать и еще пять. Или двадцать пять. 2 десятка и 5 единиц.
Два «дцать» и девять спичек. Это 29. Не забываем уточнить, что это 2 десятка и 9 единиц. Показываем нужную карточку.
Добавим еще одну палочку.
Упс! Пора прятать свободные спички в новый коробок. Ведь их стало десять.
Прячем, закрываем и получаем еще один десяток или «дцать».
Посчитаем? На столе три-дцать. Или тридцать!
Добавим спичку, получим три-дцать и еще один. Это тридцать один.
А если будет три-дцать да еще шесть спичек-палочек – это тридцать шесть.
А если три-дцать и сразу 9 спичек? Так это же тридцать девять.
Плюс еще одна спичка.
Пора звать на помощь еще один коробок и прятать в него новый десяточек.
По логике вещей, сейчас мы должны были бы получить четыре-дцать или число «четыредцать»! Но, дело в том, что наше путешествие в прошлое здесь заканчивается. Теперь применять старинное странное словечко «дцать» мы уже не можем.
Зато все еще можем посчитать, сколько у нас теперь десятков. У нас 4 десятка. А когда ровно 4 десятка, получается число под названием сорок.
Как же объяснить, почему «сорок» называется именно «сорок», а не «четыредцать» или не «четырдесят», к примеру. Понятно, что можно углубиться в филолого-лингвистические дебри, выяснить, откуда вообще это слово появилось, а заодно разобрать его по составу. Но мы этим заниматься не будем, лучше расскажем ребенку сказочку.
Жили были три друга, три числа: Двадцать, Тридцать и Четыредцать. Двадцать было сделано из мягкого белого меха, Тридцать – из твердого серого камушка, а Четыредцать – из блестящего красивого стеклышка. Пошли как-то друзья гулять в лес. Пришли на полянку, устали и легли на травку отдохнуть. А в это время на ветках высокой березы сидели три сороки. Как известно, сороки большие любительницы всего блестящего. Увидели сороки, что в траве блестит что-то. Подлетели, схватили Четыредцать, которое ярко переливалось на солнышке, и утащили к себе в гнездо. Двадцать и Тридцать попытались друга спасти, но сороки быстрее оказались. Пошли Двадцать и Тридцать по миру бродить и всем рассказывать: «Есть у нас друг, он у СОРОК» А все так и подумали, что третьего друга зовут СОРОК.
Это сказка-запоминалка. Итак, четыре десятка – это сорок.
Если добавим еще единичку, то получим сорок и еще один, то есть, сорок один.
Если добавим 7 спичек, то получится сорок семь. Или 4 десятка и 7 единиц.
А если добавить сразу десять спичек?
Что нужно делать? Правильно! Прятать их в новый коробок!
Считаем сколько теперь коробков или десятков лежит на столе? Пять десятков. Можно было бы назвать число «пятьдесятков», но это долго говорить. Поэтому возьмем и отрежем от словечка «пятьдесятков» последние три буковки «ков» и будем говорить «пятьдесят». Не забываем показывать написание цифры.
Добавим к пяти десяткам еще четыре спички. Посчитаем, получается пять-десят и еще четыре. Или пятьдесят четыре.
Шестьдесят, семьдесят, восемьдесят будем объяснять точно также.
Это, к примеру, 61.
Это 78.
Это 82
Следующая трудность возникает, когда доходим до девяносто. Было бы все намного проще, если бы оно называлось «девятьдесят». Так ведь нет же, девяносто! Здесь можно обратить внимание на хвостик этого слова «сто» и сказать, что девяносто очень-очень хотело стать больше и превратиться в число сто. Но не получилось, не хватило одного десятка, и поэтому до конца превратиться в сто не получилось и поэтому его все называют девя-но-сто.
Девяносто – это девять десятков.
А если к девяносто добавится еще десяток? Что получится? А получится число сто!
Вот так можно научить ребенка считать до ста. А заодно научить различать и понимать, сколько где десятков, а сколько единиц. А еще с этим спичечным тренажером можно играть. Например, положите перед ребенком две такие конструкции из коробков и спичек и пару карточек с цифрами.
Задача – правильно разложить карточки.
Можно брать какую-нибудь карточку с цифрой и попросить ребенка показать это число с помощью тренажера, а потом назвать, сколько в нем десятков, сколько единиц.
А еще с помощью такого тренажера можно даже считать, прибавлять и вычитать. Но об этом в следующей серии. Не пропустите!
Ваша, полная идей, ШколаЛа!
P.S. Кстати, на блоге есть и другие интересные статьи, посвященные цифрам:
- например, про памятники цифрам;
- про циферку 5, здесь много интересного материала для создания первоклассного проекта;
- есть и про восьмерку рассказ.
Если вы тоже знаете, какой-нибудь интересный и необычный способ обучения детишек счету в пределах ста, напишите о нем в комментариях. Наверняка, кому-нибудь да пригодится)
И заходите почаще, здесь вам всегда рады)
Гениально!
Как вовремя ваша статья) спасибо) у нас как раз проблема с десятками) побегу за спичками)
Позанимались мы по вашей системе. Ане было интересно. Сказала «хочу еще». Очень понравилось)
Мои двое детишек быстро поняли как считать до 100 с помощью спичечных коробков. Все дело в терпении и постоянстве. Просто каждый день немножко занимались, и они справились, молодцы такие)