Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Программа обучения «Классическая начальная школа»

Автор:

Приветствую вас, дорогие читатели! Тема исследования школьных образовательных программ, как мне кажется, вечная, уж слишком их много. Появляясь одна за другой, не приживаясь в школьных коллективах, они модифицируются, изменяются, дополняются и снова появляются среди образовательных стандартов.

Сегодня для допроса вызвана на «красный ковёр» программа Классическая начальная школа. Готовы? Тогда вступайте в дискуссию.

Кому принадлежит классическая идея?

Классическая начальная школа – это результат труда коллектива  авторов-единомышленников, среди которых известные методисты и учёные, принимавшие активное участие в развитии начального образования.

 

  • Т.Рамзаева – профессор, академик РАН, доктор педагогических наук, ей принадлежит линия учебных материалов по предмету «Русский язык»,
  • О.Джежелей – автор учебников по литературному чтению, профессор Черкасского университета, кандидат педагогических наук,
  • Э.Александрова – победитель в конкурсе по созданию учебников, кандидат педагогических наук, она разработчик учебников по математике,
  • А.Вахрушев – кандидат биологических наук, доцент Академии педагогических наук, лауреат премии российского Правительства в образовании, Е.Саплина – кандидат педагогических наук, доцент Московского института открытого образования, почётный работник и отличник народно просвещения, А.Саплин – историк по образованию, работал научным сотрудником в Академии наук, — всем им принадлежат материалы по дисциплине «Окружающий мир»,
  • В.Кузин – почётный академик Академии художеств, удостоенный награды «Орден Дружбы», был членом Союза художников, Э.Кубышкина – заслуженный учитель РФ, — они разработали учебник по ИЗО,
  • Н.Малышева – практик, автор многочисленных статей, лауреат конкурса по науке и технологии, подготовила методическое пособие «Технология»,
  • В.Алеев – кандидат искусствоведения, доцент Академии музыки, Т.Кичак – кандидат педагогических наук, учитель музыки, почётный работник образования, — эти практики разработали рабочую программу по музыке.

Вроде всё мудрёно, с регалиями и с заявкой на успех, но!

Начиная с 2011—2012 учебного года, при переходе на новый ФГОС, «Классическая начальная школа» прекращает своё существование как единый методический комплект!

Его издатель — «Дрофа» — выпускает в свет переработанный новый проект тех же авторов под названием «РИТМ»: развитие, индивидуальность, творчество и мышление.

 

Новинка отличается новым художественным оформлением. Ранее изданные учебные пособия по русскому языку, литературе, окружающему миру, математике, ИЗО и технологии были допущены для образовательного процесса.

 

Возможно в связи с такой путанностью, а может, и по другим причинам, мне кажется, что «Классическая начальная школа» не прижилась в образовательном процессе, уж больно мало информации про неё после 2011 года.

До боли знакомая классика

Если пристально присмотреться к содержанию «Классической начальной школы», то абсолютно уверена, что на ум всплывёт до боли знакомая «Школа России», отличие состоит только в комплекте учебников.

 

Особенностью любой классики в образовании является взятие за основу отечественной системы обучения в начальной школе, использование практических наработок такой методологии. Авторы «Классической начальной школы», как и многие другие разработчики традиционных моделей, имеют колоссальный практический опыт, являясь разработчиками издаваемых в советские времена учебников, адаптируя их под современные требования.

Эта образовательная программа, наподобие «Школы России», ставит перед собой задачу воспитания достойного российского гражданина на принципах духовно-нравственного развития. Как и любая иная традиционная система, она следует не скачкообразному обучению, а преследует цель поступенчатого изучения материла с последующим его твёрдым закреплением, будь то письмо, чтение или математика, обеспечивая тем самым хорошую базу для дальнейшей учёбы в среднем звене.

 

Однако, как мы отмечали при обсуждении «Школы России», программа не даёт стремительного развития, которое иногда необходимо особо талантливым детям, поэтому родителям таких детей при обучении по классике приходится искать дополнительную альтернативу для расширения школьного кругозора.

Преобразованная в программу «РИТМ», «Классическая начальная школа» была дополнена дисциплинами иностранного языка, окружающего мира и основ культуры народов России. Все входящие в комплект учебные материалы ярко иллюстрированы, содержат конкурсные и игровые задания и викторины.

Некоторые задачи предполагают выполнение вместе с родителями, вовлекая их в образовательный процесс наряду с детьми. В общем, всё знакомо и стандартно, направлено на то, чтобы заинтересовать детей и вовлечь их в процесс обучения.

Что говорят учителя?

 

Как отметила выше, к сожалению, отзывов о программе «Классическая начальная школа», именуемой сегодня «РИТМом» не так много, и большинство относятся к периоду до 2011 года. Видимо, появившаяся ранее «Школа России», которая послужила базой для разработки «Классической начальной», оказалась более подходящей для образовательного процесса и плотно закрепилась в качестве одной из основных среди традиционных.

Тем не менее, отзывы тех, кто работал по этой программе, не так и плохи и характеризуют её с положительной стороны:

  1. «…прекрасно иллюстрированные «Чтение» и «Литература», хороший подбор текстов и творческих заданий, требующих обращаться, помимо учебника, к детской книге. Есть техники для запоминания, например, слова-рифмы рисунки-опоры, позволяющие учить стихи и пересказывать произведения…»,
  2. «…хорошо знакомый учебник русского языка Рамзаевой, по которому учились ранее…»,
  3. «…замечательный «Окружающий мир» А.Вахрушева: то, что подлежит запоминанию по теме, выделено из общего, большого по объёму, материала, хорошая особенность – раннее изучение основ географии: карт, глобуса, стран и континентов…»,
  4. «…направлена на получение именно российского образования и воспитания гражданина своей страны, во всех учебниках прививают любовь к своему государству:
  • тексты учебника русского языка расширяют знания о родной стране и воспитывают в духе патриотизма;
  • техника преподавания иностранного языка формирует принадлежность к российской языковой культуре;
  • окружающий мир закладывает основы национальных ценностей и общекультурного единства российского государства;
  • изобразительное искусство выстроено на приоритете художественного наследия народов России;
  • музыка приобщает к отечественной музыкальной культуре…»

 

По общим правилам выживает сильнейший, поэтому, скорее всего, радеющие к классике педагоги остановят свой выбор на «Школе России», но если вдруг вы услышите, что ваш ребёнок будет учиться по программе «Классическая начальная школа» или прозвучит название «РИТМ», для вас это уже не будет «тайной за семью печатями».

На сегодня разбор «на красном ковре» закончен. Готова выслушать ваши предложения по принятию мер. «Казнить нельзя помиловать» — ставьте запятые!

Удачи вам!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 2
  • Melallach
    17.01.2024 | 16:11

    Ну вот, читаю про эту программу обучения «Классическая начальная школа» и думаю, что надо бы добавить побольше практических занятий. Детям ведь важно не только знать, но и уметь применять это в жизни. И еще, может, чуток про современные технологии рассказать, а то мир то не стоит на месте.

  • Карерсни
    15.02.2024 | 23:43

    Прочитал статью и вспомнил, как мой сын начал учиться по этой программе. Сначала было трудно, много запоминать, но потом как-то втянулся. Сейчас говорит, что ему нравится, особенно истории про древних людей и природу. Хорошо, когда обучение интересное, а не только зубрежка.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]