Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Зачем нужна психогимнастика? И что это вообще такое?

Автор:

Приветствую вас, дорогие родители! Все без исключения знакомы с обычной гимнастикой, при помощи которой мы ежедневно бываем бодры и веселы. Но уверена, что не каждый из нас знает, что такое психогимнастика, для чего она необходима и кому она показана.

Оказывается, при помощи комплекса психологических упражнений можно тренировать детский мозг, причём совсем не обязательно делать это у врача-специалиста. Достаточно ознакомиться с основными правилами, чтобы полноценно оказывать помощь детям дома.

Зачем нужна гимнастика для детской психики?

 

Ни для кого не секрет, что для школьников сегодня воспринимать информацию с бешеной скоростью, выдерживая космические нагрузки – обычное дело. Но это не может не сказаться на их психологическом состоянии. Педиатрия бьёт в колокола, всё чаще указывая на такие проблемы, особенно характерные для младших школьников, как:

Что делать, если современная жизнь заставляет подрастающее поколение подстраиваться под сложившийся ритм? Помогать тем, чем мы можем!

Один из выходов время от времени возвращать нашим детям уравновешенное душевное состояние – заняться психогимнастикой, которая умеет дать разрядку эмоциям и найти верный путь к замкнутому сердцу.

 

Занятия психологическими упражнениями основаны на проявлении ребёнком своих переживаний, ведь посредством мимики и жестикулирования можно определить внутреннее состояние. Особенно психогимнастика рекомендована для детей, которые:

  • склонны к переутомлению;
  • не могут сосредотачиваться;
  • не способны справиться со своим вспыльчивым характером;
  • замкнуты;
  • имеют отклонения в психическом развитии или какие-либо нервно-психические нарушения.

Но не стоит обделять занятиями и обычных, здоровых школьников, ведь у них тоже зачастую возникают трудности, справиться с которыми иногда нелегко, поэтому в данных случаях психогимнастика служит отличным средством профилактики.

Изюминка психогимнастики

Цель упражнений для детской психики – научить применять технику выразительных движений лица и тела для воспитания эмоций и чувств, чтобы овладеть навыками саморасслабления.

Мудрёно сказано, но на самом деле ничего сверхъестественного.

 

Программа психологической тренировки учит детей управлять своим хорошим и плохим настроением, выражать недовольство и радость, понимать себя и окружающих, через эмоции самовыражаться и учиться общаться «на равных» и «без железных заборов». Почему это важно?

Очень часто становишься свидетелем того, что ребёнок не может объяснить, чего бы он хотел, а отсутствие взаимопонимания порождает другие, уже намного более серьёзные, проблемы. Школьник, готовый пойти на контакт, но скованный и неловкий, остаётся в стороне. Равно как и вспыльчивый одноклассник, не способный спокойно и чётко объяснить, чего он хочет, не обзаводится верными друзьями.

А как часто бывает: знает да сказать не может?! Говорить о тех детках, которые являются постоянными клиентами логопедов и коррекционных групп, думаю, даже не стоит. Им психологическая тренировка необходима, как воздух. Занятие психогимнастикой научит вашего ребёнка справляться с трудностями, которые приготовила для него жизнь.

 

Согласитесь, очень важно осознавать, что между мыслями, чувствами и стилем поведения неразрывная связь, а причинами эмоциональных проблем могут быть не только сложившиеся ситуации, но и неправильное их понимание и восприятие.

Да и вообще стоит ли спорить с тем, что стрессоустойчивые дети, умеющие выстраивать речь, подкрепляя ее в нужное время нужными эмоциями и чувствами, и мыслят богаче, у них и ярких красок в чувствах больше, они и переживать способны тоньше и понимать других лучше.

Психогимнастика по шагам

Упражнений по тренировке психики большое множество, у каждого педагога своя программа, но какая бы она не была, выстраивается она по определённой схеме.

Подготовка

Сюда включаются те упражнения, которые развивают внимание, плавно переходящие в снятие напряжения с целью сократить доверильное расстояние. Здесь создаётся необходимый настрой, снимаются страхи и запреты на откровенное общение. У психологов много таких способов, чтобы расслабиться и довериться.

 

Так, когда участников гимнастики несколько, то обращаются за помощью к детской игре про зазевавшегося, не успевшего сесть на стул. В индивидуальном порядке применяют метод повторений мимики друг за другом перед зеркалом.

Познакомьте ребёнка с радостью и интересом, удивлением и гневом, страхом и гордостью при помощи жеста, мимики, походки, и это поможет преодолеть порог первоначального недоверия.

Упражнения на внимание могут коснуться звуков за окном, окружающих предметов, прикосновений. Самое главное – делать это с улыбкой, тогда и обстановка станет располагающей. Только после хорошего разогрева приступают к следующему этапу. Кстати, если вы решили начать психогимнастику дома с ребёнком, то на первых занятиях рекомендуют остановиться именно на этой части, не стоит кидаться сразу в омут с головой.

Пантомимика

Эта основная часть занятия посвящается проблеме, которая обсуждается вслух, выказываются мнения и оглашаются переживания. Если всё правильно сделать предварительно, то во время пантомимики творчество начинает бить фонтаном. Будь это обман или ссора, неудача на уроке или страх перед контрольной – кто-то будет изображать действие, а кто-то активно копировать.

 

Лучше всего меняться местами.

Цель пантомимы – дать испытать разные ощущения посредством подражания и повторения движений, отточить на уровне автоматизма умение задерживать внимание на возникающих чувствах, сравнивать эмоции, менять движения в зависимости от ощущений и воображения.

Поэтому напрягаемся-расслабляемся, делая это резко-плавно, часто-медленно, свободно передвигаемся и сталкиваемся с препятствиями.

И в результате вы увидите, что ваш ребенок «вошёл в колею», умело чередуя движения, улучшив настроение и сбросив напряжение. Кстати, если вы не готовы обсуждать конкретную ситуацию из жизни ребёнка и переживаете, что он не сможет доверительно обо всём рассказать, подберите и проиграйте похожую проблему из сказки, почему нет?! Сказкотерапию то никто не отменял.

Заключение

На этом этапе снимают возникшее во время основной части напряжение, сильные эмоции сводят «на нет». Очень часто в заключительной части в качестве помощника берут музыку, особенно классические произведения и природные звуки.

 

Здесь подводят итоги, причём важно, чтобы для детей не оставалось чувства нерешённости проблемы, настраивают на нужный лад и стиль поведения.

Конечно, больших эффектов от занятий пихогимнастикой можно ожидать тогда, когда это делается в группе, поэтому часто дети в первый раз знакомятся с этим видом психологической помощи для снятия напряжения в школе. Однако, как вы смогли убедиться, это вовсе не значит, что мы, родители, в домашних условиях не сможем оказать первую помощь до того, как к профессиональному «лечению» приступят педагоги.

Надеюсь, что собранная информация будет вам полезна. Есть ли в вашей копилке психогимнастические упражнения? Может вы давно уже знаете способ оставаться спокойным как слон?

С наилучшими пожеланиями быть всегда стрессоустойчивыми!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 25
  • Светлана
    16.10.2016 | 09:12

    Сколько всего интересного на свете. К сожалению, только все узнать и применить нет возможности.

    • Евгения
      18.10.2016 | 13:59

      Ну все знать, конечно, невозможно. Зато вполне возможно узнавать по чуть-чуть и находить возможности применять полученные знания)

  • Алевтина
    16.10.2016 | 12:10

    Интересная гимнастика, надо внучку спросить, делают ли они такую. Я и сама иногда не против погримасничать... :p

    • Евгения
      18.10.2016 | 14:00

      Казалось бы, обычное гримасничание, а сколько пользы от него.

  • Shiawase
    16.10.2016 | 18:32

    Интересная методика. Надо будет попробовать «освоить» хотя бы первый этап... Мне самой иногда сложно выражать эмоции словами, а уж ребенку-то тем более...

    А вот потом можно будет постепенно подходить и к пантомиме. ;)

    • Евгения
      18.10.2016 | 14:02

      Ну а почему бы и правда не попробовать? Хуже не будет, это точно.

  • Светлана
    16.10.2016 | 20:51

    Муж у меня — учитель. Подскажу, пусть заглянет на вашу страничку . Думаю, пригодится ему эта психотехника. Он любит нестандартные методы работы с детьми.

    • Евгения
      18.10.2016 | 14:21

      Здравствуйте, Светлана) Пусть заходит в гости, буду очень рада вашему супругу, тем более учителю.

  • Наталья
    16.10.2016 | 22:59

    Не думаю, что у нас в школах это применяется. Но сама, в тренингах для персонала, использовала такие приёмы. Учила сотрудников при помощи мимики выражать состояния и определять, что именно выражается.

    • Евгения
      18.10.2016 | 14:50

      Я тоже не слышала, чтобы в школах применяли такую гимнастику, но можно ведь дома заниматься по мере возможностей.

  • Елена
    17.10.2016 | 01:38

    Как замечательно Вы все расписали! Такая простая вещь, а столько проблем решает. Старые учителя применяли элементы психогимнастики (знаменитое: «Мы писали, мы писали. наши пальчики устали...» — это было еще во времена моего детства). Но вот того, что это НЕОБХОДИМО делать, причем, регулярно, многие педагоги и родители отчего-то не знают.

    • Евгения
      18.10.2016 | 15:02

      Как говорится, все гениальное — просто!

  • Ольга
    17.10.2016 | 07:34

    Интересная гимнастика, я думаю и деткам она должна понравится и пользу принесет.

    • Евгения
      18.10.2016 | 15:03

      Многие детишки любят «обезьянничать») Так что им сто процентов должно понравиться)

  • Алексей
    17.10.2016 | 14:45

    Евгения. привет! Статья очень интересная и полезная. Очень понравилось упражнение «Цыпленок». т.ч. жду продолжения с множеством примеров! 8-)

    • Евгения
      18.10.2016 | 15:05

      Здравствуйте, Алексей) Надеюсь, слишком долго ждать вас не заставлю.

  • Галина
    17.10.2016 | 16:16

    Очень интересная гимнастика, хорошо если бы она вошла обязательную программу обучения в школах и детсадах. скольких бы проблем можно было избежать.

    • Евгения
      18.10.2016 | 15:07

      Было бы здорово, если бы в школах, хотя бы один час в неделю отвели для занятий детей с психологом. Думаю, польза была бы обязательно и проблемы бы решались многие до того момента, когда они уже выходят из-под контроля и шокируют и учителей, и родителей.

  • Татьяна
    19.10.2016 | 19:21

    Очень интересная и полезная статья, посоветую ее дочери — пусть с внучкой занимается психогимнастикой, у нее большие проблемы с сосредоточением.

    • Евгения
      19.10.2016 | 23:50

      Спасибо, Татьяна) Конечно посоветуйте, это будет добрый совет)

  • Lara
    22.10.2016 | 17:47

    Ой, я о таком не слышала! Наверное, нужно... Попробовать и самой? хихи

    • Евгения
      23.10.2016 | 00:18

      Лара, в таком случае вам потребуется зеркало обязательно. Так как нужно обязательно за своим лицом наблюдать, а то толку не будет)

  • Картавцева
    24.10.2016 | 18:00

    Психогимнастика не помешает взрослым. Можно ее проводить перед зеркалом, но я предпочитаю без него, чтобы не падать в обморок от своей «красоты» :-p

    • Евгения
      26.10.2016 | 01:19

      Елена, в этом мы с вами похожи. Я тоже иногда как гляну на себя в зеркало, как полюбуюсь, и наступает полуобморочное состояние. Особенно часто это происходит по утрам)

  • Агафон
    19.01.2024 | 20:21

    Ну вот, читаю про психогимнастику и ничего не могу понять, это что, типа зарядки для мозга или что? Мои дети в школе про это не говорили, может кто вкратце объяснить, зачем это надо и как это помогает в учебе? Спасибо заранее.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]