Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Что такое абакус? История возникновения и устройство

Автор:

Здравствуйте, дорогие друзья!

Слышали ли вы про ментальную арифметику? Наверняка слышали, ведь о ней сейчас кричат на каждом углу. И редкий центр детского развития не предлагает своим маленьким ученикам такие вот ментальные занятия.

Так что же это? Дань моде? Или дествительно что-то ценное? Об этом поговорим совсем скоро, а сегодня давайте поближе познакомимся с основным инструментом ментальных математиков. В этой статье постараюсь подробно рассказать вам о том, что такое абакус, или, как его еще называют, соробан.

История абакуса

 

Историки предполагают, что первые абаки появились уже в третьем тысячелетии до нашей эры в Месопотамии.

В пятом веке до нашей эры с абаком познакомился и Древний Рим. Но это только предположения, хотя никем и не опровергнутые.

А вот уже более достоверное доказательство – сам абак и его чертеж, выполненный европейцем в семнадцатом веке – в настоящее время хранится в Парижской национальной библиотеке.

В китайской национальной литературе 190-го года встречается упоминание о Суаньпане – китайском варианте абака. Именно китайцы превратили обыкновенную табличку в рамку со стержнями и косточками на них. В таком виде счеты прибыли в Японию.

 

Японцы немного их модернизировали, убрав одну лишнюю косточку, и назвали на свой манер «соробаном», что в переводе означает «вычислительная доска». Соробаны активно использовались, поскольку в стране восходящего солнца в те времена процветала торговля и значимость математического образования была очень высока.

Устройство абакуса

Ну а в наше время абакус-соробан может приобрести себе любой желающий. Их много разных. Цветные и черно-белые, металлические, пластмассовые и деревянные, большие и маленькие. Также соробаны могут отличаться количеством спиц.

 

Но, не смотря на все различия, суть одна, и основные части соробана присутствуют всегда.

Итак, соробан состоит из:

  • рамки;
  • поперечной перекладины;
  • спиц, проходящих сквозь перекладину;
  • косточек, нанизанных на спицы.

На каждой спице по пять косточек. Одна находится над перекладиной, а четыре под ней.

Количество спиц в соробане может быть разным. Есть, например, семнадцатиразрядные соробаны – это когда спиц 17, а есть тринадцатиразрядные, в данном случае спиц всего 13, да и с другим количеством спиц тоже имеются.

 

Если внимательно приглядеться к вычислительной доске, то на перекладине можно увидеть метки. На моем соробанчике, они выглядят как небольшие точки около некоторых спиц.

Могут быть не точки, а косточки отличающиеся цветом от всех остальных. Эти метки указывают на то, где находится спица единиц, тысяч, миллионов.

 

Если абакус 17-разрядный, то спица единиц будет находиться в центре, если 13-разрядный, то единички будут находиться на второй помеченной спице справа.

Слева от спицы единиц  находится спица десятков, затем сотен, потом тысяч и т.д.

Спицы, расположенные справа от спицы единиц нужны для вычисления долей и в самом начале изучения ментальной арифметики не используются.

Что можно посчитать на абакусе?

Да все, что угодно! Можно складывать и вычитать. Чтобы приблизительно понять, как это делается, прочитайте вот эту статью.

Умножать и делить на соробане также можно. А еще можно возводить числа в степень и извлекать корни!

 

Но, конечно, не все сразу. Процесс обучения начинается с самого простого – сложения и вычитания. Этому детишки учатся примерно 1 год.

Затем можно пойти дальше и еще за год одолеть умножение и деление. Ну а на третьем году обучения начинается высший пилотаж – степени и корни.

Очень важны при изучении ментальной арифметики техника передвижения косточек и способ удержания соробана.

А держат его следующим образом. Соробан должен лежать на горизонтальной поверхности. И чтобы он никуда не «убегал» придерживаем его левой рукой: большим, безымянным пальцем и мизинцем. Указательный и средний освобождаем для работы.

руки-на-соробане

А с правой рукой поступаем следующим образом: сначала зажимаем в кулаке ручку, острием вниз. А затем освобождаем большой и указательный пальчики, ими будем считать, а остальные три пальца продолжают удерживать пишущий инструмент. Зачем нам вообще нужна ручка?

А чтобы быстро записывать результаты подсчетов. В ментальной арифметике скорость выполнения играет огромную роль.

Левши держат ручку немного по-другому.

Сразу хочу уточнить, что техника счета при различных методиках обучения ментальной арифметике могут отличаться.

Не смотря на то, что без абакуса научиться ментальной арифметике невозможно, целью обучения является как раз полный отказ от использования соробана. Задача инструктора научить детей считать на воображаемом соробане, которого под рукой на самом деле нет. Именно поэтому арифметика называется ментальной.

 

Ну, вот вроде бы и все об абакусе. Есть вопросы? Задавайте их в комментариях.

Не пропустите новые статьи из рубрики ментальная арифметика.

Всегда ваша ШколаЛа)

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 9
  • Larimar55
    14.01.2018 | 16:46

    Видела по ТВ деток, которые очень быстро считают! Молодцы!

    А я помню моя мама имела счеты и очень быстро считать умела на счетах.

    • Евгения
      27.01.2018 | 18:42

      У меня мама, когда я еще маленькая была, работала в магазине, я там научилась на счетах считать. Мне очень нравилось это занятие)

      • Екатерина
        22.06.2019 | 07:16

        В этом году по ТВ показывали в новостях, как дети на всероссийской олимпиаде для младших школьников решали задания по математике. Меня очень удивило, что, считая в уме, они быстро двигали в воздухе пальчиками и записывали ответы. Конечно я сразу обратилась к нашим учителям математики, но странно, что никто из них не знаком с этой методикой. И вот сейчас мне пришло приглашение пройти такие курсы. А так как я не знаю, что такое абакус или соробан, пришлось залезть в инет. Спасибо, очень интересная статья, обязательно запишусь на курсы ментальной арифметики

  • Севдалина
    15.02.2019 | 01:17

    Здравствуйте, в статье небольшая путаница. В описании «как держать соробан» надо исправить: держат соробан в левой руке, а не в правой. Иначе получается, что у нас две правые руки, а левой нет

    • Евгения
      15.02.2019 | 10:30

      Здравствуйте! Две правые руки, говорите? Не порядок) Исправила. Спасибо)

  • Пюшанкящ
    17.01.2024 | 02:37

    Абакус, это же счеты, правильно? Помню как в детстве бабушка показывала как на них считать. Классно, что до сих пор в некоторых странах их используют для обучения детей математике. Интересный факт — абакус появился еще за тысячи лет до нашей эры, представляете? И до сих пор актуален, вот это вещь!

  • Петя
    27.01.2024 | 18:54

    Абакус, серьезно? В эпоху компьютеров и гаджетов кто-то еще вспоминает про эти древние счетные доски. Я своим детям калькуляторы в руки дал и все, считают быстрее любого абакуса. Наверно, скоро и тетради с пером вернут в школы, чтоб «история не забылась».

  • Tagikier
    11.02.2024 | 13:07

    Классно, что еще кто-то интересуется старинными методами счета, как абакус. Подскажите, где можно купить хороший абакус для тренировок? И еще интересно, есть ли онлайн симуляторы абакуса, чтобы детям было проще учиться?

  • Myul
    18.02.2024 | 14:07

    Классная статья, много нового узнал про абакус. У моих детей в школе как раз ввели уроки счета на счётных досках, вот теперь понимаю, откуда ноги растут. Думал это что-то современное, а оказывается, такая древняя штука. Попробую дома тоже такой абакус сделать, интересно же.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]